ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Какой педагог может справиться с этой задачей?

Развитие информационно-коммуникационных технологий, несомненно, увеличивает возможности человека, раздвигая границы общения, предоставляя огромные ресурсы для образования и самореализации. Но в то же время все это сильно изменяет привычный уклад жизни, меняет ценностные ориентации, зачастую увлекая ребенка из реального мира в виртуальный.

Особенность интернет-общения заключается в физическом отсутствии участников коммуникации, что приводит к утрате невербальной стороны общения. Я не вижу непосредственной реакции человека и поэтому «в Интернете можно общаться с непривлекательными людьми, и их уродливость не мешает общению», «в Интернете можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше». Теряют значение, ввиду своей непредставленности такие характеристики общающихся людей, как пол, возраст, социальный статус и, самое главное – коммуникативная компетентность человека, выражаемая невербаликой.

Другое важное следствие физической непредставленности человека в сетевой коммуникации – возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору: «В Интернете никто не знает, что вы – собака». Анонимность общения позволяет человеку конструировать свою идентичность по своему выбору. А мы уже видим, как ошибки в идентификации молодых людей ведут к смешению социальных ролей, в том числе половых.

Какой педагог может справиться с этой задачей?

Можем ли мы как-то влиять на ситуацию, хотя бы сглаживать негативные последствия попадания в сети и находить в них потенциал для воспитания и развития? Можем, если же человек полностью реализует все аспекты своего Я в реальном общении, у него нет навязчивых мотивов конструирования виртуальных личностей с целью самоутверждения, если он самоутверждается в реальной жизни, например, в реальном школьном коллективе.

Однако если возможности самореализации человека ограничены (а педагогам некогда помогать ребенку в этом сложном процессе), у него появляется очень сильная мотивация выхода в сеть и конструирования виртуальных персонажей. В этом случает киберпространство может вызывать зависимость, искажать восприятие действительности, вести к проблемам идентификации личности. В жизни это проявляется как

1) непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом,

2) пристрастие к виртуальным знакомствам, виртуальному общению, зависание в социальных сетях и мессенджерах,

3) навязчивая потребность играть в компьютерные игры,

4) бесконечный поиск информации в поисковых системах.

Школе очень трудно, а если сказать точнее, невозможно конкурировать с интернетом. Простые запреты на определенные сетевые ресурсы здесь не работают – слишком велика степень свободы, слишком трудно контролировать контент. Но «если мафию нельзя победить, то ее нужно возглавить и направить» – необходимо создавать и внедрять культуру посещения Сети. Однако это возможно только тогда, когда каждый член педагогического коллектива будет культурным пользователем интернета – тогда он сможет учить этой культуре детей, в том числе раскрывая потенциал информационно-коммуникационных технологий при изучении учебных предметов.

Возникает целое направление воспитательной работы в киберпространстве, и тот, кто игнорирует это направление, заведомо делает процесс воспитания неполным, частичным и плохо управляемым. Созрела актуальная потребность в тотальном обучении или переобучении педагогических кадров в области общения и поведения в интернет-пространстве. Это проблема не частная, а государственная, глобальная.

А вот теперь вопрос: что мы делаем для того, чтобы наши педагоги смогли стать проводниками наших детей не только в реальном, но и в виртуальном мире? Только не надо рассказывать про плохо спланированную и неэффективную кампанию цифровизации образования, направленную в основном на техническую и финансовую сторону проблемы. Я говорю о главной, кадровой, человеческой, если хотите, идеологической, стороне информатизации.

У меня пока нет ответа на этот вопрос. Есть ли ответ у наших руководителей и методистов?

Если у вас есть опыт решения этой проблемы, поделитесь, пожалуйста.

Какой педагог может справиться с этой задачей?