Современный мир полон цифровых технологий, которые стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Однако вместе с удобствами и возможностями они приносят и серьёзные проблемы, особенно касающиеся концентрации внимания.
Так, в детстве мы особенно восприимчивы к непосредственным возбуждающим стимулам, и это норма, так как мы таким образом накапливаем информацию о разных объектах, познавая мир. Психолог У. Джеймс метко заметил по этому поводу: «Ребёнок принадлежит не столько себе, сколько каждому объекту, который привлекает его внимание». Однако, помимо «схватывания» действительности, дети должны учиться осмысливать, «переваривать» то, что «схватили». А здесь уже нужны другие способности. Вот тут и начинаются проблемы.
Уведомления как постоянная помеха вниманию
Каждый школьник ежедневно получает сотни уведомлений, многие из которых приходят практически каждую минуту. Согласно исследованиям, девочки-подростки проверяют телефон примерно каждую минуту, испытывая постоянное отвлечение. Постоянные переключения между приложениями и уведомлениями приводят к снижению способности к глубокой концентрации и осмыслению содержания, что приводит к деградации мышления. Психологи отмечают, что эта ситуация становится причиной ухудшения успеваемости школьников и студентов, появления чувства тревоги и одиночества среди молодёжи. Дети становятся зависимы от мгновенных реакций своего окружения, теряя умение самостоятельно размышлять и анализировать информацию.
Налицо явные риски последствий научно-технического прогресса, которые необходимо хотя бы минимизировать. От специалистов и психологов поступают самые разные предложения, например:
— ограничить экранное время для детей младшего возраста;
— попытаться вернуть интерес к активным играм вне дома, занятиям спортом и творчеству;
— ввести регулировку социальных сетей и сильно ограничить таргетированную рекламу для несовершеннолетних.
Однако, пока никто не заявил о том, что у него получается что-либо достойное подражания в решении этой проблемы. Да и вообще существует мнение, что джин, выпущенный из бутылки, обратно уже не вернется и будет вносить большие изменения в нашу жизнь.
Мы стоим перед выбором: будем ли мы продолжать наблюдать пассивно, как наши дети теряют способность сосредотачиваться, становясь заложниками цифрового мира, или примем меры, направленные на создание условий для полноценного формирования устойчивых когнитивных способностей? Ответственность лежит на каждом взрослом, который заботится о будущем нашего общества.
Но все-таки меня терзают смутные сомнения: а может быть наше поколение просто паникует зря, и все идет так, как должно идти? Колесо изобрели уже много тысяч лет назад, но человек до сих пор не разучился самостоятельно двигать булками передвигать ноги… Просто они (дети) не такие, как мы. Другие.
Посмотрим или поспорим?
