ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Должен ли был учитель убрать свое честолюбие подальше?

Мы продолжаем публикации историй, в которых раскрываются взаимоотношения участников образовательного процесса. Не всегда учитель изображен здесь в выгодном свете, но цель наша состоит всего лишь в отражении, а не в очернении или приукрашивании действительности. Читая эти истории, педагоги смогут лучше понять детей и предотвратить непонимание и взаимные обиды.

В жизни каждого человека в тот или иной период случаются ситуации, которые либо выбивают из колеи, либо оставляют неприятный отпечаток, который запоминается надолго. Вот и мне запомнился один случай, про который я периодически вспоминаю уже несколько лет.

В седьмом классе учительница обществознания (назовем ее Мариной Ивановной) дала всему классу задание снять социальный ролик на тему защиты окружающей среды. Мы очень воодушевились и начали продумывать план действий:

— найти камеру – есть;

— написать сценарий – есть;

— распределить роли – есть;

— найти подходящее место для съемки – есть.

Итак, все было готово, мы сняли наш видеоролик, который получился достаточно неплохим и продуманным для семиклассников, и отправили его Марине Ивановне. Ей все понравилось, и она даже предложила нам принять участие в одном из краевых конкурсов, который должен был пройти во время осенних каникул. Мы сразу же согласились и через неделю отправили заявку с нашим видеороликом на сайт конкурса, указав наш класс и нашу школу. К сожалению, мы не заняли первое место, однако получили приз зрительских симпатий, нас всех похвалили и даже рассказали о нашем видео на краевом телевидении. Это было очень здорово! После каникул мы сразу побежали к Марине Ивановне, чтобы поделиться радостью, но она встретила нас очень сухо, разговаривала сквозь зубы, а потом начала нас игнорировать, отказываться разговаривать с нами после уроков, ссылаясь на свою занятость, а ее методы обучения как-то ужесточились. Мы не могли понять, почему ее отношение резко изменилось. Может, она была разочарована, что мы не победили? Честно говоря, ответ на данный вопрос долго нас всех мучал, как-то было неловко и тяжело на душе. Но на выпускном вечере наша классная руководительница объяснила нам причину такого поведения учительницы. Оказалось, что она обиделась на то, что мы не указали в титрах к фильму ее имя в качестве руководителя и наставника нашего проекта.

Теперь, когда я учусь в университете на педагогической специальности, то пытаюсь поставить себя на место Марины Ивановны и представить свое поведение в подобной ситуации. На одном из семинаров я рассказала об этом случае и задала вопрос нашему преподавателю по педагогике, должен ли учитель быть честолюбивым. Он ответил на это словами китайского мудреца Лао-цзы про хороших руководителей: «Что же касается лучших руководителей, люди их не замечают. Когда лучший руководитель завершает свою работу, они говорят: это сделали мы сами».

И тут мы заявили, что вообще-то хочется, чтобы нас замечали, не хотим быть безымянными героями невидимого фронта. На это преподаватель сказал: «Вот и выбирайте, какими вы хотите быть – заметными или лучшими, все в ваших руках». Успокоил, называется…

Неужели скромность и самопожертвование – это так необходимо для педагога?

Жанна А., студентка КубГУ

Должен ли был учитель убрать свое честолюбие подальше?