ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Программа? Школа? Система? Что не так?

Бобков Максим

студент 2 курса факультета РГФ КубГУ

Родился я далеко отсюда – в Брянске, откуда и все мои родственники. Однако в скором времени мы переехали уже в другой город – Кострому. Отец был военным и часть, где он служил, находилась там. Папа закончил военный институт в Питере, поэтому его направили сюда. В Костроме мое детство протекало в традиционном формате: детский сад, первые друзья, учусь кататься на велосипеде и т.д. В возрасте 6 лет мой отец получил долгожданную квартиру уже в Краснодаре. Еще один год я проходил в садик после чего начинался другой этап моей жизни – школа. Этот период жизни формирует больше всего. Первые неудачи и их преодоление, первая любовь, первые конфликты со сверстниками и т.д.

В школе я встретил самых близких и важных для меня людей – моих друзей, с которыми я общаюсь каждый день и сейчас. В целом у меня приятные воспоминания о школе. Однако эти воспоминания формируются из людей, с которыми я проводил время в школе и в эти годы, а не из учебного процесса. Если в начальной школе я был примерным учеником всего с одной 4 в году, то в средней школе все кардинально поменялось. Сложность предметов и нежелание учителей объяснить это мне сформировали мое дальнейшее мнение о школе. Я скатился с почти отличника до троечника моментально. Конфликты с учителями и с родителями были постоянными. Но я никогда не считал себя хуже других, хуже тех, кто учится лучше меня. Уже в возрасте 10-11 лет я потерял полный интерес к учебе. Все что меня интересовало – времяпровождение с моими друзьями.

Так продолжалось до 9 класса, пока не появилась резкая необходимость закончить год без троек для перехода в 10 класс. Я хотел в 10-11 класс и удачно поступить в университет. Поэтому весь 9 класс я упорно учился. Делал вид ,что мне все это интересно, выполнял почти все задания и выходило успешно. К ОГЭ я не готовился, но смог написать два предмета на 5 самостоятельно. После чего начинался самый интересный этап моей юности – 10-11 класс – становление полноценной личности. От юношеского максимализма и отрицания всех точек зрения кроме своей я отошел. Я начал слушать других и пробовать себя во всем, что было интересно. Сам научился играть на гитаре, собрал сам компьютер и т.д. В 10 классе я опять запустил учебу, потому что совершенно не думал о ней. Однако мысли об экзаменах всегда были у меня в голове.

В возрасте 16-17 лет я окончательно понял, что система образования не продуктивна.  70-80% того, что мы делали в школе, не имеет никакого смысла. Это не даст тебе тех навыков, которые требуются для взрослой жизни. В такие важные годы учеников заставляют учить вещи, которые актуальны только в рамках школы. Никакого представления о том, что делать после учебы, как построить карьеру и выйти на стабильный доход. Поэтому я занимался только теми предметами, которые сдавал на ЕГЭ. Осознание этого очень сильно повлияло на меня, я стал проще смотреть на вещи, из-за которых другие очень переживали (оценки, репутация среди учителей, поступление в вуз.) Я был уверен, что все сдам и без проблем поступлю в институт. Однако учителя так не считали. Многие из них говорили, что я балласт, что я ничего не сдам и не добьюсь успеха в жизни. Но я не обращал на это внимания, потому что знал, что это не так. Конфликты с учителями стали неотъемлемой частью моей учебы. Я не дерзил и никогда не начинал первым. Я только слушал лекции о том, что я провалюсь.

Я никогда не гнался за оценками и признанием учителей. Даже по профильным предметам, которые я хорошо знал. Если классу задавали вопрос, и я единственный знал на него ответ, я никогда не поднимал руку и не рвался ответить. Меня всегда удивляло как люди гонятся за мнимыми достижениями – оценка 5 или похвала от учителя, родителей. Наша система создает такие условия, что ты учишься не для себя, а для оценки. Для ложного представления о том, что ты что-то знаешь. В 10 классе я так же понял, что списывать какую-то контрольную не имеет никакого смысла, если ты не знаешь, как ее решить. Экзаменационный материал требовал от себя знания его решения. Поэтому к этим контрольным я готовился.

Каждый день я сталкивался с парадоксальными вещами. Зачем мы решаем эти задачи и или проходим этот материал , если его не будет на экзамене? Почему наш гуманитарный класс нагружают по химии, биологии и т.д.? Какой смысл этой учебы, если 90% учеников ходят на дополнительные?

По окончанию школы я сдал успешно все экзамены и без проблем поступил в университет. Были ученики, которые сдали гораздо хуже меня экзамены, но им учителя никогда не говорили, что они балласт и у них ничего не выйдет. Некоторые отличники с золотой медалью, сдали на таком же уровне, как и я. Еще раз я столкнулся с вопросом, на который я не знаю ответ: «Почему система учебы в школах не меняется?»

Первые месяцы в университете мне нравились. Система кардинально отличалась, как я по началу думал… Однако после сессии я столкнулся с той же проблемой, как и в школе.  Большинство студентов работает только на зачеты и экзамены, а не на собственное развитие. Первую сессию я сдал на отлично все предметы. После чего пришло осознание того, что тот труд и время, которые были затрачены на это, никогда не вернутся тебе кроме как на экзамене или зачете. В дальнейшем учебу я запустил и сдавал все непосредственно на экзамене или зачете. Однако в университете я встречаю очень хороших преподавателей, которые, как и я, понимают, что система требует новшеств. Привносят что-то действительное стоящее и интересное на занятиях. Подобных преподавателей в школе я не встречал.

В заключение хочу сказать, что главное для меня сейчас – войти во взрослую жизнь не только с дипломом, но и начать нарабатывать рабочий опыт, идеи, которые тебе действительно помогут. Как это сделать?

Non scholae sed vitae discimus

1 комментарий к “Программа? Школа? Система? Что не так?”

  1. Статья Максима очень заставила задуматься. Спасибо! Особенно зацепила латинская фраза.

Обсуждение закрыто.