ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Насколько нас удовлетворяет школьное образование?

Школьное образование играет важную роль в формировании личности ребёнка и развитии общества. Чтобы оценить уровень удовлетворения различных сторон образовательной среды, на сайте «Педагогический навигатор» проводился опрос среди родителей, учеников и педагогов с целью выявить ключевые аспекты, влияющие на восприятие качества школьного образования.
Опрос проходил с 30 января по 15 мая, в нём приняли участие 1047 респондентов. Участникам предлагалось ответить на два ключевых вопроса:
1) Чем именно они довольны в образовательном процессе?
2) Какие стороны вызывают наибольшее недовольство?
Каждый участник мог выбрать по три позиции из предложенного списка из одиннадцати пунктов.
В каждом ответе было предложено выбрать по три пункта из одиннадцати предложенных. Результаты опроса приведены в таблице.

Насколько нас удовлетворяет школьное образование?

По результатам опроса среди позитивных факторов выделяются такие показатели, как:
— Снабжение учебниками: около 25,3% опрошенных положительно оценили этот пункт.
— Материально-техническое оснащение: 14% участников отметили высокий уровень технической базы школ.
— Качество питания: примерно 11,7% респондентов выразили удовлетворение качеством предоставляемых услуг питания.
А какие зоны образовательного процесса воспринимаются как проблемные?
— Недостаточная укомплектованность педагогическим составом: почти четверть опрошенных — 24,4% указали нехватку квалифицированных кадров.
— Высокая учебная нагрузка: свыше 13,4% считают чрезмерную нагрузку на учащихся одной из главных проблем.
— Низкое техническое обеспечение: 11,3% недовольны состоянием материальной базы образовательных учреждений.
Конечно, данный опрос не может претендовать на исключительную объективность, однако мы можем уверенно сказать, что три обозначенные выше проблемы являются для российских школ наиболее актуальными. При этом следует отметить, что качество всех трех параметров зависит от школьных администраций лишь частично. Поясню.
1. Укомплектованность педагогическими кадрами зависит в основном от уровня оплаты труда и создаваемых условий. Эти вопросы находятся в ведении органов управления образованием федерального и регионального уровней – это в их власти находится регулирование существующей системы оплаты труда учителей и создание бюрократической нагрузки, от которой так страдают педагоги.
2. Учебная нагрузка на детей зависит от тех учебных планов, которые утверждает Минпрос, поэтому самостоятельно разгрузить школьников образовательные организации не могут.
3. Материально-техническая база муниципальных и государственных учреждений целиком зависит от проявления воли учредителей, опять же федеральных, региональных и муниципальных органов власти.
Если мы говорим о массовой школе, то следует отметить, что наиболее серьезные проблемы, которые тревожат участников образовательных отношений, обусловлены ошибками или откровенно плохой работой органов управления образованием, в первую очередь федеральных. Преступно обвинять директоров школ в том, что они не в состоянии исправить последствия деятельности некомпетентных чиновников. Хватит искать виновных среди руководителей образовательных организаций, нужно искать выше.
Когда же все-таки Минпрос перейдет от бравурных речей о своих достижениях и попаданиях в какую-то мифическую «десятку» к решению насущных проблем российского образования?

Насколько нас удовлетворяет школьное образование?